Пятница, 29.03.2024, 18:17
Сорум - КСК "Олимп" - МАУ Центр Культуры и Спорта "Сорум"
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » КСК "ОЛИМП" » "Вольница" казачий ансамбль » О казаках. Обычаи, традиции и нравы
О казаках. Обычаи, традиции и нравы
MurzilkaДата: Понедельник, 11.03.2013, 06:26 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1617
Репутация: 333
Статус: Offline

О казаках. Обычаи, традиции и нравы

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и
обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно
выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши
старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют
неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и
гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то
он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен.
С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в
глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С
другой стороны, они ─ философы и поэты в душе – часто размышляли о
вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому 10
Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев
казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях,
дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай
сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались
традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью
каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся
своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим. 
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
3.  Безмерное почитание гостя.


Казаки и родители
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без
благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения
по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за
большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались
вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим
явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и
уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» -
«Вы, мама», «Вы, тату».  

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде
всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и
соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были
встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы –
снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать
(вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно
выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых
случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего
обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений
обязательно испрашивалось мнение старшего. 
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось
решающим, и требовалось немедленное его исполнение. 

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало
понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению
женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина
присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного
характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или
жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в
наделении  ее правами мужчины не было необходимости. Практически в
прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак
большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и
пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако,
главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе,
принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность
материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка
казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Отношения в казачьей среде
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все
взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку
взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и
сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно
«добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в
присутствии детей.  Обращение жены к мужу, в знак почитания его
родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа
(свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для
мужа являлись Богоданными родителями. 
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту
- «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В
качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор
и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении
дел.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже
незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и
проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять,
поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место
для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом
сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак
должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось –
лучше всю жизнь давать, чем просить. Пьяниц, как и в любом народе, не
переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на
отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста  на могилу
забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и
словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал
себя доверия. 

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и
только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми.
Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью.
Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили
все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили
смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях  воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.
Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны,
порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где
лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того,
как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал
на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на
коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у
новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на
лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами
малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети
уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить
на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно
соседние православные народы. Казаки были неподкупны, предательств среди
них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего
братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.


Слово казака
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы
соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и
строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних
слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо. По
отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и
верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и
воровство - были жестоки.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем
Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест,
нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему
отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. 
Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова
цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был
моложе его.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как
свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было
оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.






C уважением Некий Tomsik aka Мурзилка
А у вас есть ручка за 2.50?
 
Форум » КСК "ОЛИМП" » "Вольница" казачий ансамбль » О казаках. Обычаи, традиции и нравы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности:

Наш Сорум, наш форуМ!

Murzilka_Inc © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz