Суббота, 08.08.2020, 15:40
Сорум - КСК "Олимп" - МАУ Центр Культуры и Спорта "Сорум"
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Флудилка - Болталка » Новости со всего мира » Ругань за наш счёт: Почему Газпром не приструнит НТВ и <Эхо
Ругань за наш счёт: Почему Газпром не приструнит НТВ и <Эхо
MurzilkaДата: Четверг, 20.09.2012, 07:44 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1617
Репутация: 333
Статус: Offline
Ругань за наш счёт: Почему Газпром не приструнит НТВ и <Эхо Москвы>

05 сентября 2012 Анатолий Вассерман
Очень многие (в частности, посетители моего Живого Журнала) спрашивают:
<Почему НТВ и <Эхо Москвы>, принадлежащие <Газпрому> (то есть фирме хотя и
частной, но абсолютно подчинённой государству), ведут не просто
антивластную, но антигосударственную, антироссийскую, антирусскую политику?>
Поскольку повторять один и тот же ответ мне надоело, я решил его записать -
и впредь просто давать на него ссылку.

Начать придётся издалека. А именно с 1992, когда бывший театральный режиссёр
Владимир Александрович Гусинский создал акционерное общество <Группа
<Мост>>. Туда вошли 42 предприятия. Центром структуры стал банк <Мост>. Но
известнейшая часть группы - большой набор средств массовой информации под
общим названием <Мост-медиа>. В этот <Мост-медиа> он собрал стольких
талантливых сотрудников, что впоследствии они сами себя гордо назвали
<уникальный журналистский коллектив>.

Коллектив был действительно уникален во многих отношениях. В частности, ещё
и потому что Гусинский давал своим сотрудникам почти полную свободу: по
крайней мере, намного больше свободы, чем сами они - исходя из ещё недавнего
советского опыта - ожидали. Единственное, в чём он их ограничивал, - они не
должны были хвалить тех политических и хозяйственных деятелей, чьи
взаимоотношения с Гусинским ещё не определились окончательно, зато должны
были по команде <фас!> дружным хором накидываться на того, на кого Гусинский
укажет. Это их в целом устраивало, ибо у нас вообще в постсоветское время
считается неприличным хвалить кого-нибудь в прессе. Мол, в советские времена
ругать нельзя было, так мы теперь отругаемся за всё советское время сразу.
Кроме того, по старому правилу <сенсация - это не когда собака укусила
человека, а когда человек укусил собаку> этот уникальный журналистский
коллектив, естественно, понимал: чем активнее он кого-то ругает, тем лучше
его репутация как источника сенсаций.

Птенцы гнезда Гусинского атаковали всех, до кого могли дотянуться, очень
охотно и очень эффективно. В частности, насколько я могу судить, отправной
точкой для дела <Юкоса> послужили материалы об этой фирме, опубликованные в
разное время Юлией Леонидовной Латыниной. В основном она публиковалась как
раз у Гусинского. Только сейчас она, конечно же, защищает Михаила Борисовича
Ходорковского, забыв обо всём, что когда-то писала об его уголовных
подвигах - но у бумаги память хорошая.

И, располагая таким информационным оружием, Гусинский постепенно стал
пользоваться им как инструментом информационного шантажа. Он довольно
регулярно требовал от разных лиц и организаций откупаться от него под
угрозой того, что укажет на неугодного ему человека и скомандует своему
уникальному журналистскому коллективу <фас!>. В те времена Большого Хапка
почва для компромата была практически повсеместно. Естественно, все
предпочитали откупаться. К концу 1990-х информационный шантаж приносил
Гусинскому, по некоторым оценкам, больше, чем вся остальная <Группа <Мост>>.

Причём дело не только в деньгах. Например, на протяжении всего 1995 года вся
свора <Мост-Медиа> старательно грызла президента Бориса Николаевича Ельцина.
Его рейтинг опустился до 2%. А в 1996 та же группировка взялась раскручивать
Ельцина и активно соучаствовала в его переизбрании. За что и получила в своё
распоряжение всё эфирное время бывшего общесоюзного учебного канала (до того
НТВ занимал только вечернее - с 19:00 - и ночное время), причём тариф за
распространение сигнала по стране остался тем же, что и у государственных
каналов. А уж политический вес <Мост-Медиа> и Гусинского и подавно вырос до
невероятия.

Точкой опоры для атаки на Ельцина в 1995 стал ход кампании федеральных войск
против чеченских разбойников. Ещё в 1991 году усилиями советской - и прежде
всего российской - прогрессивной общественности власть в Чечено-Ингушской
автономной советской социалистической республике перешла к местным нацистам
и сепаратизмам, отмороженным до такой степени, что ингуши предпочли от греха
подальше выделиться в отдельную республику. Чеченцы же быстро изгнали из
республики, предварительно ограбив до нитки, почти всё нечеченское
население, а затем принялись грабить сопредельные земли, как и многие века
до того (за что, собственно, народ вайнах и стал мишенью ответных действий
российской регулярной армии, как только Грузия упросила Россию взять
маленькое горное царство под свою защиту и под угрозой вайнахских грабежей
оказалась транскавказская коммуникация внутри империи; тогда же вайнахи
разделились на тех, кто на сходе у горы Ингуш решил мирно войти в империю, и
тех, кто на сходе у аула Чечен пообещал ещё подраться; в конце концов горный
аналог пиратского острова Тортуга пришлось подавлять, как подавили парой
веков ранее саму Тортугу). Но доблестные интеллигенты делали всё возможное,
чтобы скрыть и этническую чистку Чечни (я о ней узнал только в 1996-м из
малотиражной брошюры, подготовленной предвыборным штабом Ельцина), и налёты
чеченцев на окрестности. Сам же антипиратский поход они объявили преступным
самодурством Ельцина, тиранически подавляющего свободный и свободолюбивый
народ. Особо рекламировали неудачи федералов (увы, поначалу противника
недооценили, да и армия была изрядно развалена усилиями всё той же
прогрессивной общественности). Словом, было где порезвиться специалистам по
очернению власти. И мощнейшие потоки грязи лились из <Мост-Медиа>. Так что
уже к 1996 году никто не сомневался в способности уникального журналистского
коллектива утопить любую репутацию. И откупались все подряд: президент -
эфирным временем, кто попроще - деньгами.

Всё шло хорошо до тех пор, пока Гусинский не проиграл Борису Абрамовичу
Березовскому драку на выборах в 1999 году.

Тогда Гусинский мощно раскручивал не только привычное ЯБЛоко (самого
Григория Алексеевича Явлинского он всегда поддерживал - и в прессе, и
деньгами - как родственную творческую натуру), но и движение <Отечество -
вся Россия>, созданное мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, выводившим
РФ из последефолтной неразберихи недавним премьером Евгением Максимовичем
Примаковым и примкнувшим к ним президентом Татарстана Минтимером Шариповичем
Шаймиевым. ОВР обещало расследовать деятельность всей действующей с 1991
власти. И было понятно: особое внимание будет обращено на конкурентов ОВР -
и конкурентов спонсоров ОВР.

Березовский, к тому времени уже полностью разругавшийся с Гусинским,
понимал: в случае прихода этой группы к власти, его ждёт множество
неприятностей. Он сделал ставку на срочно созданное под его руководством
движение <Единство>. А главное - он догадался опереться на молодого премьера
Владимира Владимировича Путина, чья популярность неожиданно для всех
взлетела до небес благодаря тому, что он отказался уступать чеченским
боевикам, напавшим на Дагестан, и, вопреки рассказкам о том, что всё равно
ни черта не выйдет, организовал довольно быстрое и эффективное
контрнаступление против них. Поэтому новое движение опёрлось на авторитет
Путина.

Кстати, не оно одно. Например, свежевозникший <Союз правых сил>, где я
участвовал в заседаниях оперативного предвыборного штаба, проводил кампанию
под лозунгом <СПС - в Думу, Путина - в президенты!> Действительно, под этим
лозунгом СПС завоевал в Думе довольно много мест, даже ухитрившись обойти
ЯБЛоко. Но в СПС хотя бы были политики, уже не первый год блистающие на
российской политической сцене: Егор Тимурович Гайдар, Сергей Владиленович
Кириенко, Борис Ефимович Немцов, Ирина Муцуовна Хакамада, Анатолий Борисович
Чубайс. А импровизированное <Единство> вовсе не могло похвастаться заметными
фигурами: первым лицом на плакатах был борец Александр Александрович
Карелин. Тем не менее оно значительно опередило на выборах <Отечество - вся
Россия>, куда входили, как тогда говорили, <политические тяжеловесы>.

Гусинскому стало ясно: сейчас его будет съедать его же конкурент
Березовский. Кроме того, Гусинскому, вероятно, было ещё и обидно оказаться
дальше от кормушки, чем он привык. По всему по этому Гусинский сразу же
попытался надавить на нового премьера. А уж когда тот стал президентом,
Гусинский вообще пытался сделать всё возможное для того, чтобы подмять его
под себя. В частности, <Мост-медиа> дружно накинулась на президента Путина -
так же, как до того накидывалась на других несогласных подчиняться
Гусинскому (скажем, когда у Гусинского испортились отношения с Березовским,
образовавшийся скандал прогремел на всю публичную сферу России). Даже то,
что сейчас творится вокруг <Пусси Райот>, - лишь слабое подобие того, как
тогда наезжали на свежеиспечёного президента.

Вполне возможно, с любым другим руководителем такое мощное давление дало бы
желаемый эффект. Но Путин, помимо всего прочего, учился ещё и в
разведывательной школе. А в числе правил техники безопасности разведчика
есть и такое: если ты уступишь шантажисту и попытаешься от него откупиться,
он будет на тебя давить до тех пор, пока тебе вообще есть чем платить.
Поэтому Путин в соответствии с полученными уроками отреагировал на давление
очень быстро и жёстко.

Причём он воспользовался для удара по Гусинскому средствами, которые
предоставил в его распоряжение сам Гусинский. Дело в том, что в числе тех,
кого Гусинский шантажировал, был <Газпром>. Это организация, в общем-то,
государственная. Её возможности по передаче денег куда попало - ограничены.
Поэтому отступные, которые платил Гусинскому <Газпром>, оформлялись как
кредиты под залог акций <Мост-Медиа>. Понятно, все заинтересованные лица
были совершенно уверены: отдавать эти кредиты Гусинский будет разве что на
том свете горящими угольками - в них, как известно, обращается всё
неправедно нажитое. Путин, очевидно, о долгах <Мост-Медиа> знал.

Не знаю, в какой форме президент дал <Газпрому> рекомендацию - но в самом её
существовании никто не сомневается. <Газпром> потребовал вернуть долги.
Поскольку Гусинский никогда не собирался ничего отдавать, он, естественно, и
не располагал возможностями возврата. Даже суммарная рыночная стоимость его
акций на тот момент была значительно ниже, чем сумма его долгов: содержание
уникального журналистского коллектива обходилось даже дороже содержания
самого Гусинского. Поэтому <Мост-медиа> совершенно законным образом попал в
собственность <Газпрома>.

Естественно, это вызвало бурное негодование не только уникального
журналистского коллектива, но и множества его зарубежных болельщиков, весьма
заинтересованных в том, чтобы в России было побольше изданий, рисующих
картину страны исключительно чёрной краской. И не только по политическим
соображениям: чем хуже репутация какого-то места, тем неохотнее идут туда
инвесторы, тем больше денег остаётся конкурентам.

Россия тогда была в долгах, как в шелках. И Михаил Сергеевич Горбачёв, и
Борис Николаевич Ельцин весьма преуспели в их накоплении. Поэтому стране
приходилось считаться с мнениями кредиторов.

В частности, уникальный журналистский коллектив получил немалые льготы,
каких, насколько мне известно, в странах, почему-то всё ещё именующих себя
развитыми, отродясь не бывало. А именно: издания, входившие в состав
<Мост-медиа>, получили твёрдые гарантии - пока они приносят прибыль,
<Газпром> не вправе вмешиваться в их редакционную политику.

Некоторые члены уникального журналистского коллектива так и не смогли
обеспечить своим местам работы что-нибудь похожее на доходы, и немалая часть
изданий, входивших ранее в <Мост-медиа>, уже довольно давно расформирована.
Но жемчужины в гусинской короне - НТВ и <Эхо Москвы> - до сих пор
процветают.

В частности, <Эхо Москвы> нашло себе удачный источник заработка - рекламу
биологически активных добавок - и с тех пор совершенно не зависима от
<Газпрома>. Что я сам думаю об этих добавках - отдельная песня, но вкратце
скажу: среди них действительно есть некоторые полезные, но большая часть их
попросту опасна для человека, поскольку провоцирует его тратить время на
приём чёрт знает чего, вместо того, чтобы вовремя пойти к нормальному врачу.

Но дело даже не в судьбах жертв рекламы, а в том, что до тех пор, пока эти
самые добавки покупают, <Эхо Москвы> имеет закреплённое договором право:
страну в целом и власть в частности не просто критиковать, а ругать на чём
свет стоит, совершенно не заботясь о согласовании своих слов с окружающей
действительностью. Клевету на себя мы оплачиваем сами.

Если бы Путин и впрямь был таким мстительным тираном, каким рисуют его на
<Эхе Москвы>, или подражал тому Сталину, какого изображают на НТВ в
передачах, объявленных историческими, то ни <Эха Москвы>, ни НТВ уже давно
не было бы. Увы, Путин - как и Иосиф Виссарионович Джугашвили на протяжении
большей части своей служебной деятельности - слишком любит искать
компромиссы и располагает слишком малым числом людей, способных не
накладывать на его указания свои соображения. Разбираться с клеветниками нам
предстоит, не надеясь на мощь высшей власти. Не зря Эжен Эдин Потье (в
переводе Аркадия Яковлевича Коца) предупреждал нас:

Никто не даст нам избавленья -
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

А президент, как и положено политику, присоединится к сильнейшим.


C уважением Некий Tomsik aka Мурзилка
А у вас есть ручка за 2.50?
 
Форум » Флудилка - Болталка » Новости со всего мира » Ругань за наш счёт: Почему Газпром не приструнит НТВ и <Эхо
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Все смайлы
Опции сообщения:
Код безопасности:

Наш Сорум, наш форуМ!

Murzilka_Inc © 2020Бесплатный конструктор сайтов - uCoz